travoznaya (travoznaya) wrote,
travoznaya
travoznaya

Category:

Был или не был или котильоны в Британии

В процессе чтения британских газет, мемуаров, а также бальных гидов и танцевальных руководств второй половины XIX века у меня возник вопрос о котильоне - танцевали ли его в Британии.  Если если танцевали, то почему об этом не пишут в газетных заметках и учебниках, а если не танцевали, то почему? На мой пост с вопросом об этом откликнулся Бодхи, указав мне, что есть учебник ориентировочно 1855 года, в котором есть целый абзац о котильоне, а также товарищ Фредерик Варне в своей книжке Modern Etiquette 1887 года написал нам "The cotillion has long been a favourite abroad, but it has only been recently introduced into this country" (котильон был долгое время популярен за границей и лишь недавно введен в этой стране). Но что такое “недавно” понятно не очень. И мне так же не давала покоя цитата из мемуаров леди Селины Форбс (в девичестве Клер-Эрскин), которая вспоминает о первом бале: “Моим первым выходом в свет можно считать котильон, устроенный леди Килморей в “Савой” [...] Бланш взяла меня (сестра), это был достаточно маленький бал замужних женщин. Это значит, что всего лишь несколько девушек были приглашены. Геральд Паджет вел его, не помню с кем, но могу вспомнить одну фигуру, “Ноев ковчег”, где пары должны были объединяться как пары животных, которых Ной когда-либо видел, и даже больше!”. Тут нет датировок, но если Селина родилась в 1876 году, и дебютировала в 15-18 лет, то она говорит о 1890х, и говорит о котильоне как об отдельном виде  танцевального развлечения. В общем, я добралась до газет 1880х и позже, и стала разбираться.

Итак, одни из первых упоминаний о котильоне - это учебники 1840х - Кулон и Целлариус описывают нам фигуры котильона, рассказывают как его организовывать, Кулон рекомендует исполнять его исключительно на польке. Но тут стоит учесть, что и Кулон и Целлариус - французы, Кулон жил в Лондоне, но часто ездил в Париж, с Целлариусом вполне общался и даже дружил, нередко привозил именно “танцы по последней парижской моде”. Однако в программках этого времени, в газетных заметках, в мемуарах, нет ни слова о этом танце. В этот же период все еще можно встретить описания котильонов в более раннем варианте  - с припевами и куплетами.

В 1850х, как я уже говорила, есть целый один учебник, в котором есть описание котильона, но нет ни одной фигуры. И есть одна газетная заметка за 1858 год, где сказано “бал закончили котильоном”. В остальных учебниках нет никаких упоминаний.

1860е также не отмечены любовью к котильонам в Британии. Из всех учебников он описан только в очередном переиздании Кулона, с пометкой, что в Англии этот танец не популярен. В сборниках Фредерика Варне, где даются указания как составлять программу бала, нет никаких инструкций о котильоне, как нет и описания. Все это время в учебниках продолжает встречаться вальс-котильон, исполняемый в каре, одна и та же схема. Однако, в газетах за 1865 год появляются объявления о котильоне в Америке, в духе “новый танец, изобретение американского профессора танцев”. Также в газетной заметке за 1866 год приведена программа бала у герцога Ньюкаслского, в которой десятым танцем вечера, перед перерывом, указан котильон. То есть уже есть  очень скромные котильонные позывы, но все же это действительно не популярный танец.

Танцевальные учебники 1870х продолжают описывать нам вальс-котильон и ничего особо не говорить о котильоне. Тем не менее, газетная заметка 1870 года говорит нам о небольшом танцевальном вечере у лорда и леди Сондес, где был дал очень приятный котильон. Из этой заметки не слишком ясно, танцевали ли что-то еще, или только котильон. Подобных заметок в это время совсем не много. Кстати, с 1850х и далее в газетах охотно описывали зарубежные балы, особенно парижские ( особенно сильно это любили делать в 1860х, когда королева Виктория была уже в трауре и избегала развлечений, а перефокусировать внимание на принца Уэльского еще не успели), где нередко упоминали котильон и даже публиковали иллюстрации к нему.

На 1880е удручающе мало сохранившихся и доступных танцевальных книг, из них только у Варне есть то самое  упоминание о котильоне. Однако в газете Gloucester Citizen за 8 декабря 1881 года встречаем заметку, начинающуюся словами “The Cotillion is less in favour than was last year, greatly to the delight of the lovers of true dancing. In its origin, may have had some claim to be called a dance, but now it has degenerated into a childishly foolish game, and, moreover, rude one.” (Котильон в этом году менее популярен, чем в прошлом, к большой радости любителей настоящих танцев. Изначально, может быть, его и можно было назвать танцем, но сейчас он больше похож на глупую детскую игру, возможно даже грубую). Таким образом, мы можем сказать, что в сезоне 1880 года котильон был популярен, в 1881 тоже был, но уже не так (вот они, эти “несколько лет назад”, о которых говорил Варне). Далее, видно что не все к котильону относились положительно, считая его “ненастоящим” танцем и вообще игрой. Кроме того, в этой же заметке есть слова “Hostesses too, have found the dance inconveniently costly. The numerous " properties " needed for a two hours' Cotillion add appreciably to the expenses of a ball,” (Хозяева также находят котильон неудобно дорогим. Количество “собственности”, необходимой для двухчасового котильона добавляет балу изрядно стоимости). Существовала традиция небольших подарков для участников котильонов, и видимо, подарки выходили весьма дорогими, кроме того, нужны были еще аксессуары, поэтому не все люди, дающие балы, могли себе позволить включить котильон в бальную программу, не говоря уже о балах по подписке, плата за которые редко была большой.  Из этой же цитаты видно, что котильон был частью бала, и занимал, в среднем, два часа. Отмечу, что это не столичная газета, речь идет о зимней части сезона и о провинциальных балах (как частных, так и по подписке). 24 апреля 1889 года St James's Gazette публикует статью с фигурами котильона и предисловием: “English people have not taken kindly to the cotillion—a dance in which our more lively neighbours across the Channel take a great delight. ” (Англичане не принимают благосклонно котильон, танец, в котором наши более живые соседи через Канал находят много удовольствия). Далее описывается 4 фигуры. Статья была опубликована в очень разных газетах по всей стране.

В 1889 году газета Dublin Daily Express за 20 апреля публикует статью с названием “The cotillion”, которая, кстати, была напечатана еще в нескольких газетах. Начинается она с чудесного пассажа:  “The cotillion, which is the favourite dance In France, has never become thoroughly popular in England. Nor is the reason far to seek. Englishman's temperament is not of the kiind to see any fun in making himself look ridiculous, or an Englishwoman's to enjoy being declined as a partner or unnecessarily denclining others. To call the cotillion an idiotic dance may be to error on the side of strong language, and yet many who have joined in it have bestowed upon it this uncomplimentary epithet.” (Котильон, танец который так любят во Франции, так и не получил большой популярности в Англии. И не надо далеко ходить за причинами. Характер англичан не того толка, чтобы видеть веселье в том, чтобы делать из себя посмешище, или английских женщин, наслаждающихся тем, что их отвергли как партнеш для танца или без нужды отказывающим другим. Назвать котильон идиотским танцем может быть ошибкой и слишким крепким выражением, но есть многие, кто присоединился к этой ошибке, и наградил танец этим нелестным эпитетом). Далее следует статья на целую колонку, где обсуждаются разные фигуры, а в конце говориться еще раз о популярности танца во Франции. В общем, тонкая душевная организация англичан не позволяет отказывать в танце без разговора о погоде. И, судя по всему, у котильона в Британии были, как у мазурки в России, противники и сторонники.

Книжки  1890х продолжают нам редко писать о котильоне, в основном кратко и с пометкой, что этот танец более популярен на Континенте, чем в Англии, или говоря, что это больше игра, чем танец. Но нам снова приходят на помощь газеты. Например, Irish Society в декабре 1890 пишет, что вероятно, после Рождества, котильоны, которые были в течение Сезона модными в Лондоне, появятся и в Дублине (“Cotillions, which were the leading dance last London season, are expected to appear in Dublin after Christmas. If hostesses mould agree about the important matter of presents cotillions could be organised”). Позже в этой же газете (того же года) появляется заметка о танцевальном вечере у некой миссис Мерфи, где главным танцем вечера стал котильон.

В газете St. Andrews Citizen от 19 декабря 1896 года есть заметка с названием “At the end of the cotillon”, где описан детский праздник с костюмами, котильоном и подарками.  В том же году в ряде газет, в дамской колонке, выходит статья, в которой есть абзац со словами “The cotillion was so overdone that Society has rebelled against its long-drawn figures. During the season [...] the cotillion mania was its height. [...] Every fashionable lady who secured the Royal party tried to vie with another who should have the finest cotillion.(котильон танцевали так часто, что общество восстало против его затянутых фигур. В течение сезона котильоно-мания была на самом пике. Каждая модная дама, посещающая королевские вечеринки, пыталась соперничать с другой, которая должна была иметь лучший котильон).  

Wigton Advertiser за 25 ноября 1899 года приводит нам программу частного бала по подписке, в которой в середине числиться Grand Chain Cotillion. И много других заметок, говорящих нам о том, что котильоны наконец-то пустили в бальные залы Британии и даже вроде полюбили.

В период с 1900 по 1914 появилось достаточное количество новых танцев, которые с удовольствием описывали учебники и танцевальные пособия. Однако, иногда там встречаются и описания фигур котильона. Интересно, что в указаниях как устроить котильон, говорят, что нужно договориться с человеком, который может его вести. То есть, на балу должен быть распорядитель, а еще отдельно - ведущий котильона. Достаточно часто имя ведущего в заметках указывается отдельно (кстати, Селина в своих мемуарах тоже говорит, о ведущем котильона), и некоторые ведущие котильонов были очень известны, среди них были и дамы.

И да, котильоны выделились в отдельный вид танцевальных мероприятий. В газете Northern Whig в июле 1909, в дамской колонке, читаем: “The last week of the season was one feverish activity in society—dinners, dances, cotillions followed each other, heaped up every night” (Последняя неделя в сезоне была отмечена лихорадочной активностью - ужины, танцы, котильоны, следовали один за другим каждую ночь). И котильоны же становятся обязательным атрибутом Рождества и Нового года. Весь январь устраиваются детские праздники, костюмированные балы с котильонами (или только котильоны), а перед Рождеством в Лондонских иллюстрированных новостях несколько лет подряд печатают новейшие фигуры для котильона. Часто можно встретить заметки, которые говорят, что кем-то был дан ужин, а за ним последовал котильон. Видимо, это был менее формальный вид танцевально развлечения, и можно было устроить его спонтанно, или затратить меньше сил на подготовку.

Тем не менее, в 1906 году была статья, в которой автор задавался вопросом о популярности котильона в Англии. Ведь в других странах придумывают новые фигуры, стараются проявить максимум изобретательности в котильонах, а в Британии к этому относятся ровно (“Is the Cotillion Popular in England are we too sedate for the cotillion to succeed in this country? While in London the art of dancing has for the most part retained its old forms New York has signalised the season by turning its most popular dance, the cotillion, into a sort of masque. The old figures of this dance have been abolished and the new ones under new leaders have found much favour this winter”). Никакого особого вывода автор не делает, но сам факт такого вопроса наводит на мысль, что хоть в начале XX века котильоны и танцевали в Британии достаточно активно, но они все равно не были так популярны, как в других местах.

В общем и целом, если вы хотите непременно сделать котильонную программу для бала по Британии - то ваш выбор - 1890-1914, ну можно еще 1880. Более ранние периоды - с натяжкой. В кринолинах в Британии котильон не танцуют, танцуют кадриль. Зато если хочется делать модерн и не особо понятно что танцевать, то устроить котильонный вечер - отличное решение.



 
Tags: английские газеты о танцах, история танца, танцы
Subscribe

  • Человек и пароход или газета и танец

    Начинаю потихоньку разгребать награбленное и отложенное "на после статьи". Сиквенсы в Британии для меня тема загадочная, они как бы…

  • Кадрили на костюмированных балах

    К вопросу о специфических кадрилях на костюмированных балах и маскарадах. Вот "Лондонские иллюстрированные новости" на 22 января 1887…

  • "Бальные программы '89 и '99"

    Я накопала увеличенную дозу газет, и теперь потихоньку сажусь анализировать потому что пора уже очень быстро писать на самом-то

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments