travoznaya (travoznaya) wrote,
travoznaya
travoznaya

Categories:

Человек и пароход или газета и танец

 Начинаю потихоньку разгребать награбленное и отложенное "на после статьи". 

Сиквенсы в Британии для меня тема загадочная, они как бы есть, но их как бы нет. С одной стороны есть Королевская ассоциация учителей танца и Кромптон в частности, которые эти сиквеснсы штампуют и постоянно проводят конкурсы на лучший новый танец, а так же есть анонсы новых нот с описаниями танцев (и даже некоторые ноты непосредственно), с другой стороны - нет ни критики на все это дело, ни упоминаний о них в учебниках (кроме танцев, составленных авторами учебников), ни объявлений об обучению, ни отзывов, и в просмотренных мной бальных программах их тоже нет. 


Но все же есть некоторые схемные танцы, ставшие популярными, при том нередко они имеют американское происхождение. В частности - “Вашингтон пост.” Появился в британских бальных залах в 1896 году, укрепился и распространился в 1897, говорят, что вышел из моды через пару лет (в отличие от Barn dance, который и появился раньше, и держался дольше), активно упоминаться в газетных статьях он перестает примерно в 1901 году и примерно в это же время исчезает из бальных программ в провинции ( то есть, из столичных, пожалуй еще раньше). Краткий век, но все же достаточная популярность, чтобы успеть попасть в газеты и даже учебники.

Впервые о новом типе Barn dance с названием “Washington” пишет “Penny Illustrated Paper”, ссылаясь на “Dancing times”, и говоря, что вероятно этот танец станет модным в грядущем сезоне. И уже в феврале 1897 та же газета сообщает, что “Вашингтон пост” захватил Лондон. Газета “The Era” в июле того же года пишет, что танец под названием “Washington Post dance”; или “Canadian Two-step," был представляет прямо на вечере во дворце, дирижером оркестра, который тут же обучил публику нехитрым движениям. И далее встречаются заметки о новом и грациозном танце.

В 1903 году, уже после пика популярности танца, “Irish Independent” публикует интервью с композитором Сузом (Sousa), автором мелодии танца, где упоминается история появления танца. “”Вашингтон пост” - название одной из главных газет американской столицы, которая в какой-то момент объявила конкурс на написание эссе. И вот, тысячи конкурсных работ поступили, был определен победитель и назначен главный приз. Для торжественного награждения был арендован самый большой зал в одном из институтов, а оркестр мистера Суза был нанят для музыкального сопровождения. Его же попросили написать красивый марш для открытия церемонии, и он назвал мелодию в честь газеты. В те времена хореографы как раз изобрели ту-степ, но никак не могли найти подходящей мелодии для этого танца. А когда они услышали новый марш, они поняли, что именно то, что нужно. И таким образом танец и музыка очень быстро распространились. По ту сторону океана танец до сих пор называется тустеп”

Это достаточно интересное замечание. Тустеп в Британии по моим ощущениям был известен раньше 1897 года, хотя его редко можно встретить в бальных программах. По данным Википедии Суза сочинил этот марш в 1889 году, то есть мелодия шла до туманного Альбиона почти 10 лет и отдельно от танца? Опять же, сам Суза замечает, что в Британии танец называют “Вашингтон пост”, а в Америке - тустеп. Из газетных описаний нового танца в 1897 выходит, что это и правда тустеп, но с характерным положением пары - кавалер стоит чуть позади дамы, а руки подняты и вытянуты в стороны над головой.
“Penny Illustrated Paper” дает такое описание, сопровождаемое иллюстрацией: “Вашингтон пост” танец, который, как вы видите из иллюстрации имеет новинку, в том, что кавалер стоит позади дамы и держит её руки над её головой, исполняя шаги типа шассе”



Однако в других заметках есть указания на характерные шаги, напоминающие шаг Хайленд шоттиша.
Месяцем ранее, эта же газета в заметке о детском бале: “Пост”, несомненно, оригинален, кавалеры держат своих партнерш перед собой, руки дамы вытянуты назад, чтобы кавалер поддерживал их. Шаги очень похожи на шаги Хайленд шоттиша, и руки вытянуты в направлении движения. Часто, это очень грациозно”

В том же году, “Daily Gazette for Middlesbrough” замечает от новом танце: Последнее нововведение бальных зал это “Вашингтон пост”, музыка которого хорошо известна во всей стране. Она имеет размер тарантеллы - 6/8 и она прыгающая и оживленная, как и любая хорошая мелодия. […] Особенность нового танца - то, что пары идут отдельно, не в ряду, дама держит свои руки позади, их поддерживает кавалер. Шаги похожи на шаги Хайленд шоттиша, и как во всех круговых танцах танцоры имеют право и свободу выбирать направление”

Из последней цитаты видно, что мелодия марша была давно и хорошо известна в стране, а вот движения нет. Хотя танец и описывают, как тустеп, однако шаг Хайленд шоттиша, к которому так часто обращаются авторы - это, собственно шаг Хайленда - выставить ногу с легким прыжком во 2 позицию, на прыжке же подставить обратно, повторить. 

Этот танец не слишком часто встречается в учебниках, однако ряд авторов 1898 -1906 его описывает. В основном описание сводится к следующему:

1 часть - кавалер стоит позади дамы, поддерживает её руки - правую вытянутой направо, левую приподнятой над головой дамы. В этом положении они исполняют 4 па Хайленд шоттиша - с легким прыжком правая нога выставляется во вторую позицию, с легким прыжком подносится к пятке левой ноги, снова слегка подпрыгивая выставляется во вторую позицию, и через жете меняется на левую ногу. Шаг повторяется 4 раза с правой и левой ноги поочередно.
2 часть - пара делает 4 глиссада/шассе направо, и 4 налево, слегка поднимая руки  по направлению движения.

Скотт в своих учебниках дает примечание, что для второй части кавалер сначала становится справа от дамы, а потом слева, но никто более о таких перемещениях не упоминает. 

 

Однако Лоусон в своем руководстве 1900 года приводит целых три вариации. Первую он называет оригинальной и она совпадает с версией других авторов, с тем только замечанием, что в первой части стоит изменять положение рук соотвественно положению ног - сначала правая рука вытянута направо, а потом - левая налево. Третья вариация называется “тени” и отличается в основном положением рук - дама кладет свою правую руку на свою талию, ладонью наружу (видимо позади, потому что это единственный удобный способ). Кавалер кладет свою правую руку на правую руку дамы, а левой поддерживает её левую руку. В таком положении они танцуют те же шаги.

Вторая вариация наиболее интересная, и не встречается в других учебниках.
Исходное положение как для базового варианта. Дама делает с левой ноги па польки налево и выставляет правую ногу во вторую позицию направо с легким ударом. Кавалер делает то же, но с правой ноги, выставляя левую, положение рук меняется - левые руки поднимаются вверх. Шаги повторяются 4 раза с разных ног. При таких шагах логичным образом партнеры меняются местами, хоть Лоусон об этом и не говорит.
Во время последнего повтора вместо удара ногой кавалер поднимает правую руку дамы над её головой и перекладывает в свою правую, а левую кладет ей на талию (то есть они становятся в закрытую позицию). В таком положении они делают 8 шассе, вращаясь 4 такта.

Неизвестно насколько была популярной эта вариация, а так же каким образом произошло замещение шагов на па польки и вращения в закрытой паре. Видимо это часть естественного процесса жизни и развития танца.

Иллюстрации из печатных изданий. Ощущение, что танец исполняется не по кругу, а в рядами или хаотично.




Тем не менее, описание нового салонного танца Н. Н. Яковлева 1900 года под названием “Polka Papillion” имеет ноты все того же марша Сузы “Вашингтон пост”. Описание несколько отличается от популярной британской версии:
Исходное положение то же, в первой части партнеры делают па польки с левой ноги налево и с правой направо, повторяя дважды. Во второй части, сохраняя положение рук, корпус немного наклоняют налево вперед и делают два шага с левой ноги налево (шассе), потом тоже повторяют направо.

Гавликовский в том же 1900 году, для тех же нот приводит несколько иное описание того же танца. В его варианте оба танцора начинают исполнение танца с правой ноги, кавалер стоит справа от дамы, левая рука дамы находится на уровне плеча ладонью вверх, левая рука кавалера лежит на ней, правые -  соединены и вытянуты вниз, пара развернута лицом к друг другу. Для первой части танца следует выставить правую ногу скользящим движением вперед, подставить обратно и снова выставить. На последний, 4-ый счет осуществляется переход - дама идет на место кавалера, кавалер на место дамы, меняется положение рук. Движения повторяются с левой ноги. Всего повторов - 4, два раза с правой, два с левой ноги. Во второй части танца исполняется 4 шассе вперед с правой ноги, далее парнеры меняются местами и исполняют 4 шассе с левой ноги налево.

Ниже - фрагмент обложки издания Гавликовского, где видно, что положение рук несколько отличается от британского


Версия Гавликовского больше напоминает модную британскую версию этого танца. Например, Эдвард Скотт в своих описаниях говорит о переходе партнеров на места друг друга, в своих руководствах.

Вероятно существовал базовый вариант танца, который с течением времени обрастал вариациями, дополнялся техниками и украшался, оставляя лишь положение партнеров, рук и мелодию как отличительную черту. “Все, что исполнено под музыку гальярды является гальярдой”. Разные варианты расходились по миру. Вполне вероятно, что в той же Британии в разных частях исполняли разные вариации, что в принципе характерно для схемных танцев рубежа веков.
Какова, кстати, американская версия? И где еще и под какими названиями этот танец прижился?

Tags: английские газеты о танцах, история танца, крокодил по реконструкторски, танцы
Subscribe

  • Кадрили на костюмированных балах

    К вопросу о специфических кадрилях на костюмированных балах и маскарадах. Вот "Лондонские иллюстрированные новости" на 22 января 1887…

  • "Бальные программы '89 и '99"

    Я накопала увеличенную дозу газет, и теперь потихоньку сажусь анализировать потому что пора уже очень быстро писать на самом-то

  • Был или не был или котильоны в Британии

    В процессе чтения британских газет, мемуаров, а также бальных гидов и танцевальных руководств второй половины XIX века у меня возник вопрос о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments